Народный сайт Александра Маршала: Стартуем?

Михаил САДЧИКОВ
По материалам сайта-
www.smena.ru

АЛЕКСАНДР МАРШАЛ:“И НА МЕНЯ НАЕХАЛ ШЕВЧУК”

Человек сильный, спокойный, миролюбивый, Александр, к собственному изумлению, в последнее время оказался втянут в цепь горячих музыкальных конфликтов. Вернувшись из Америки после фантастических успехов группы “Парк Горького”, которая пела только на английском, Маршал, далекий от российского шоу-бизнеса, повел себя весьма самостоятельно. Оставшись в составе “ПГ”, он начал сольную карьеру, причем отошел от образа хард-рокера и увлекся эстрадной лирикой, записав такие баллады, как “Орел”, “Ливень”, “Улетаю вновь”. Так музыкант нарвался на обвинения в попсовости, в том, что предал светлые идеи рок-н-ролла...

Но ему “показалось мало”, и в 2000 году Александр выпустил диск “Горец” в стилистике “русского шансона” с песнями с войны, из окопов, госпиталей, тюрем... Посыпались обвинения в конъюнктурности, в желании вскочить на подножку набирающего ход поезда под названием “русский шансон” (читай - блатная песня). На днях Маршал приехал в Питер с сольным концертом в “Гигант-холл” (“Смена” стала инфоспонсором этого визита) и перед полуторачасовым шоу согласился ответить на вопросы нашего музыкального обозревателя.

- Александр, можно я познакомлю вас с заметкой, которая вышла в небульварной московской газете тиражом полмиллиона экземпляров! Итак, цитирую! “Голимая попса осточертела Александру Маршалу настолько, что он намерен уйти с большой сцены... ” Глаза Александра округлились... - “... Не навсегда”.

- Ух, отлегло! - улыбнулся Маршал.

- “5 января певец направился в Германию, куда его пригласили музыканты легендарной рок-группы “Скорпионз”...”

- Должен был направиться, но пока не направился - проект перенесли на март, - уточнил А.М.

- “Александр считает, что эта поездка нужна больше ему, чем немецким рокерам. “Мы запишем пять композиций”, - объясняет музыкант...”

- Не пять - одну! - удивился Маршал.

- “...И я пойму: исчез ли прежний запал, когда мы с “Парком Горького” в цветастых рубашках зажигали Европу и США, или есть еще порох в пороховницах”. “После возвращения из Германии собираюсь уйти в глубокое подполье”. На это А.М. лишь ухмыльнулся.

- Ну зачем так наивно ставить вопрос? - сказал Александр.

- “Мне нужно время переосмыслить свое существование, чтобы понять необходимость этого шага и переродиться из поп-музыканта в рокера...”

- Бред какой-то! - резко сказал Саша.

- Помимо всего прочего в Германии певец намерен поработать над собственным имиджем. Кардинально он меняться не собирается, но тамошние стилисты, работающие в том числе и со “Скорпами”, обещали подумать: как сделать из Александра рокера а-ля рюс”.

- Н-да... Самодеятельность! - вынес вердикт этой заметке ее главный герой. - Все самопал, кроме того, что я действительно собираюсь со “Скорпионз” записать песню. Но - одну! Наши планы перенеслись на март, потому что мои немецкие друзья срочно уехали в Америку, где у них объявились какие-то выгодные гастроли.

- Как родилась идея вашего совместного проекта?

- Клаус и Шенкер (К. Майне и Р. Шенкер - вокалист и гитарист “Скорпионз”. - Прим. авт.) сами предложили записать песню. Это никакой не проект, просто они сказали: “Давай запишем песню!” Я ответил: “Давайте!” Не могу сказать, что мне это так уж необходимо. Я бы и без этого прожил. Они - тоже. Просто это дружеский шаг. Ко всему прочему “Скорпионз” - достаточно политизированные люди. Они же когда-то подарили чек на двести тысяч марок Горбачеву в поддержку его идей перестройки. Когда в Берлине стену сломали, они устраивали всевозможные акции. Песня у них есть замечательная - “Ветер перемен”. В общем, они достаточно продвинутые ребята в политическом плане - за мир, за дружбу! Сыграло свою роль и то обстоятельство, что наши президенты дружны, а недавно в Германии начался Год российской культуры. В ближайший визит “Скорпионз” в Россию мы наверняка споем вместе, а также снимем клип.

- Саша, когда вы сумели подружиться с Майне, Шенкером со товарищи?

- Когда в конце 80-х выступали в Питере в одной программе в Спортивно-концертном комплексе. Десять концертов подряд дали! Тогда и познакомились. Потом встречались в Америке, Германии, и так пошло-поехало. После того как “Парк Горького” перестал существовать, “скорпионы” приезжали несколько раз в Москву, и я все время с ними был. Понятно, что у них имелась официальная программа пребывания, их водили по Кремлю, и все такое, но ребятам было приятно, что я им показал другую Москву...

- Неужели - хрущевки, трущобы?!

- (Смеется.) Просто показал Россию. Например, они предположить не могли, что в России есть малая авиация, маленькие самолеты, на которых я летаю. Есть целый такой аэродром под Москвой - в Мячкове.

- Они с вами летали?

- Нет.

- Нельзя было?

- Просто они не захотели...

- Надо же какими памятными оказались те концерты в Ленинграде! Вы ведь, Александр, тогда и со своей будущей женой Наташей (она из нашего города, их сыну Артему - 7 лет) познакомились...

- Да, мы все часто вспоминаем то время. Клаус даже всплакнул на тему: “Когда мы были молодыми...”. Сказал мне: “Вы ведь тогда только начинали, а мы же были в самом расцвете”. И публика питерская обе группы великолепно принимала (кстати, в Москву тогда такую тяжелороковую программу не пустили. - Прим. авт.). Приятно, что “скорпионы” оказались людьми, которые помнят добро. Мы же тогда по-доброму общались, не было никаких эксцессов.

- А как дела сейчас у “Парка Горького”?

- Никак. Нет “Парка Горького” - какие могут быть дела.

- Александр, по Питеру ходит такая байка, что Юрий Шевчук однажды за кулисами поучал вас, какую вам музыку петь, упрекал в измене року и прочее...

- Нет, не учил. Он просто был пьян, причем очень сильно. С другой стороны, человек должен нести ответственность за свои слова и поступки, не важно, в трезвом или пьяном виде он пребывал. Но я христианин, и если меня “бьют”, то предпочитаю вместо того, чтобы отвечать в том же стиле, подставить другую щеку.

- То есть вы Юрия Юлиановича не били?

- Ни в коем случае.

- Просто легенда гласит, что вы подрались. (Маршал, кстати, под метр девяносто, спортивный, атлетичный мужчина, который выглядит гораздо моложе своих 45. - Прим. авт.).

- Нет, боже упаси. Драка могла случиться, но там было много народа. Шевчука увели, и слава богу. К тому же я был трезв, да еще вдобавок сильно болен, простужен, мне вообще ни до чего было. Юрий пришел с намерением похамить. Что ж, это его личное дело. Я ему прощаю. А что - всякое бывает в этой жизни. Может быть, у него что-то не ладится, не клеится. Пришел бы по-человечески, сказал: “Знаешь, мне так плохо”. Каждому нужно иногда кому-то поплакаться. Я бы разделил с ним печаль, недовольство. А так прийти и гнать какую-то ерунду, тем более в таком состоянии... В общем, я не придал значения этому случаю: в одно ухо влетело - в другое вылетело.

- В кулуарах, оценивая последние диски Маршала, особенно альбомы, записанные в стиле русский шансон, говорят, что вы стремитесь стать вторым Игорем Тальковым...

- Нет же! Тальковым стать невозможно по той простой причине, что он был актуален в советское время. Игорь стоял костью в горле у ЦК КПСС, потому что пел против тоталитарной системы. Трудно сказать, против чего сейчас бы Тальков протестовал, хотя, думаю, он бы нашел. Игорь, как я понимаю, по натуре своей был бунтарем. Не важно, какая власть, все равно нашелся бы повод для протеста. То же самое происходит и во многих песнях Юры Шевчука... Кстати, Юра бы, наверное, и на Талькова наехал! Я же считаю: надо понимать, что происходит вокруг, и всегда оставаться человеком. Ведь не могут все быть одинаковые. Ну как можно было Шевчуку налетать на того же Киркорова. Зачем?! От этого что-нибудь изменилось? Ведь, кроме того, что посеялись зло и печаль, ничего не произошло. Какой Киркоров был, таким и остался, его не переделать. Как он пел, одевался, вел себя, так будет продолжаться. Неужели Шевчуку интересно становиться дамокловым мечом для всего мира: и это не так, и то не так! Я полагаю, раз какое-то явление в музыке, в искусстве существует, значит, оно кому-то нужно. Не тебе - так другому! Судьей не стоит быть. Не суди, да не судим будешь! Понимаете, мы живем в стране, где шоу-бизнеса как таков ого не существует. Единственное, мне бывает порой обидно, что за артистов заступиться некому (я даже не о себе говорю!). Они сами себе предоставлены, несмотря на то что многие собирают стадионные аудитории, выпускают диски огромными тиражами. В Америке же, если ты популярен, если подписал контракт с мультимиллионной компанией, то никогда никто не допустит, чтобы с тобой обращались как с какой-то скотиной... Вот хотя бы такие заметки в газете, как вы показали!.. Там сразу же - в суд, иск на несколько миллионов долларов, разорение! В статейке приведена моя прямая речь, а я такого не говорил. Может быть, что-то и сказал, но все перевернули с ног на голову. Откуда-то взялись пять песен со “Скорпионз”, хотя я мог сказать только про одну...

- Вы человек занятой, гастролирующий. Это не тяготит ваших близких?

- Мои родители последние десять лет жили в Киеве. Мама, по профессии зубной врач, давно на пенсии, а отца мы похоронили в прошлом году. Он служил, а демобилизовавшись, ушел на пенсию, и они с мамой поменяли квартиру в маленьком городке Бердянске на Киев. Я время от времени наезжал к родителям и постоянно звонил им отовсюду. Бати не стало 29 ноября прошлого года. Он ушел внезапно, и я кляну себя до сих пор, что вечером накануне, когда звонил домой, мы не поговорили. Обычно я разговариваю с мамой, а потом прошу, чтобы она передавала трубку отцу, а в этот раз я куда-то спешил, подумал, что завтра позвоню еще раз и спокойно переговорю с папой... Единственное, что спросил у мамы: “Как он?” Она сказал: “Да вот лежит на диванчике, передает тебе привет”. А в 4.30 утра его не стало...

- Говорят, вы собираете модели самолетов...

- Мой отец был военным летчиком - ему и всем отцам я посвятил свой диск “Батя”. Я, можно сказать, вырос в военном городке, среди самолетов. И даже окончил два курса Ставропольского высшего командного училища войск ПВО по специальности летчик-перехватчик. Потом моя жизнь круто изменилась, я с головой погрузился в музыку, от прежних времен осталось только прозвище - Маршал (вообще-то моя фамилия - Миньков), да еще коллекция моделей самолетов. Дома у меня уже целый музей, в котором есть уникальные экземпляры многих стран. Красивая коллекция. С удовольствием познакомил бы с ней зрителей моих концертов (может быть, в фойе прямо и показывать!). Мечтаю, чтобы в моей коллекции появился бы и “живой”, настоящий самолет. Пока летаю при первой возможности на аэродроме в Мячкове, снимался в клипе “Небо”, сидя за штурвалом штурмовика-истребителля П-29.

- Александр, над чем вы сейчас работаете?

- Только что записал новую песню. Мне самому редко что нравится из собственных записей, а тут, удивительно, мне кажется, что получилась потрясающая вещь. Это известная мелодия - “Ты меня на рассвете разбудишь” из оперы Алексея Рыбникова “Юнона” и “Авось”. Мы спели дуэтом с молодой певицей Арианой.

- Той, что живет в Америке, хотя и поет на русском!

- Да, великолепная девочка - красивая, с хорошим голосом, вкусом. Этот проект патронирует “Sony Music”. Наверное, будет сделан еще и англоязычный вариант. Пока же заканчивают работу аранжировщики, и, думаю, клип вскоре будет везде крутиться.

- Что-то вас потянуло на ретро! Кроме арии из “Юноны” в февральском творческом вечере Александры Пахмутовой вы исполнили старую добрую балладу “Усталая подлодка”...

- Александра Николаевна сама нашла меня, позвонила, и вместе с Николаем Николаевичем Добронравовым они пригласили меня к себе домой, встретили радушно. “Усталая подлодка” - это их выбор, с которым я согласился. Хорошая, красивая песня - с детства ее помню.

- А сами-то продолжаете писать?

- На подходе песня типа “Белого пепла”, причем она мне даже больше нравится! Это песня-настроение и записана здорово. Может быть, на нее сниму клип.

- А в “русском шансоне” что новенького появится?

- На выходе пластинка “Отец Арсений”, которая, кстати, получила благословение Патриарха Алексия. Это будет даже не просто пластинка, а аудиофильм. Отец Арсений - священник, который больше тридцати лет просидел в сталинских лагерях, помогал там людям, спасая множество жизней. Это в высшей степени замечательная личность.

- Как вы обратились к этой необычной теме?

- Сначала я прочитал книгу об отце Арсении, а затем дал прочитать ее поэту Славе Клименкову. Он так проникся, “завелся”, что мы сделали целую серию песен и подготовили пластинку. Знаете, я ничего не загадываю. Все идет как-то само, потихоньку. Так накручивается и идет...

- Многих любителей вашего рок-творчества удивило, что Маршал обратился к жанру русского шансона, выпустил несколько дисков, стал выступать на шансонных фестивалях. Если честно, вас заподозрили в конъюнктурности...

- Если страна любит эти песни, то почему бы мне их не петь? Какая может быть конъюнктура, если я дома, на кухне, в компаниях всегда пел под гитару те вещи, которые ни на рок-концертах, ни в эстрадных шоу нельзя себе представить. Тот жанр, который у нас начали называть русским шансоном, по духу своему мне напоминает американскую кантри-музыку. В Штатах “кантри-мюзик” поднята на большую высоту, проходят грандиозные фестивали, работают специальные ТВ-каналы и радиостанции, пластинки выходят солидными тиражами. Что-то подобное происходит сейчас с русским шансоном и в наших краях. Но главное даже не в масштабах, а в том, что эти песни способны тронуть душу простых слушателей. Я много раз пел свои “шансоны” в горячих точках, в госпиталях - там пацаны воспринимают их как откровение, как что-то очень личное. Я попросил их благословения на то, чтобы записывать эти песни на аудионосителях, исполнять на концертах, и ребята горячо поддержали. Знаете, это самая благодарная аудитория... Я среди них чувствую себя как дома, потому что вырос в семье военного. Я пою эти песни с детских лет, так что не может быть никакой спекуляции.

Hosted by uCoz