АЛЕКСАНДР МАРШАЛ:
"С РУЛЕТКОЙ Я ПОЗНАКОМИЛСЯ В ЛАС-ВЕГАСЕ"
Этот музыкант-суперпрофессионал мирового класса, неподражаемый певец, одаренный поэт, в свое время покорил Америку и Европу в составе легендарной рок-группы "Парк Горького". Вернувшись в Россию, он сумел и на Родине сделать блистательную, правда, уже сольную карьеру. В медийном пространстве он всегда был фигурой заметной. И не потому, что этот блондин обладает гренадерским ростом, голливудской улыбкой и умеет хорошо говорить. Просто он один из тех редчайщих счастливцев, осуществивших, наконец, недосягаемую мечту любого российского рок-музыканта - прорваться на Запад и ни в чем "им" там не уступить. Сейчас он подобно гордому степному орлу из своего знаменитого хита, как и прежде, уверенно парит в российском "звёздном" небе. Вот это судьба! Но, как говорится, судьба играет человеком- А вот на чем и во что играет легенда русского рока Александр МАРШАЛ, кроме своей знаменитой бас-гитары, я сегодня и постараюсь у него узнать.
- Саша, в свое время ты учился на летчика -стало быть, парень азартный и рисковый. Значит - склонный к игре. Какой игрой ты занялся раньше: музыкальной или азартной?
- Моя учеба на летчика - это династическое. Отец у меня был военным лётчиком-истребителем, инструктором. Рисковый мужик: сделал больше пяти тысяч вылетов, налетав при этом более двух тысяч часов. Одни из его воспитанников стали лётчиками-испытателями, другие - даже космонавтами.
Закончил службу подполковником. Служил, в основном, на юге России.
Я и родился-то в Калиновске, маленьком городке под Краснодаром. И буквально с пеленок начал играть. Мама рассказывала , что когда мне два годика было, я садился, нога-на-ногу, брал какую-то доску. Уж не знаю, "гитара" это у меня была или "балалайка"- Играл и пел песни, которые тогда "крутили" по радио. Например, " Я трогаю русые косы"- Помнишь такую?
Отец играл на аккордеоне и неплохо пел. Да и дедушка был музыкантом замечательным: служил в кавалерии, закончил войну в Вене. Привёз оттуда две трофейные скрипки, потрясающую гитару и аккордеон с перламутровыми клавишами- Видимо, это - корни.
Чем бы я ни занимался в жизни, я всё время играл. Конечно, больше - на гитаре, чем в казино. Первый ансамбль назывался "Степняки". При текстильной фабрике. Я тогда уже заканчивал школу. Потом сколотил группу в Ставропольском лётном военном училище ПВО. На смотрах первые места занимали. Псевдоним Маршал - оттуда. Мы уже начали летать, когда я понял, что "разорваться" между службой и музыкой нельзя, что авиация требует полной самоотдачи. Я, конечно, любил, авиацию, но музыку - больше. Потому и ушел после второго курса, потом еще год дослуживал в армии.
В "военные" свои годы я начал довольно активно поигрывать в карты, с трудом находя для этого время. А вообще с картами у меня давнее знакомство. В моей семье все все их жаловали. Играли, правда, в дурака, но это было целое действо. Шумное, веселое, с приколами и подначками, с передаванием карт друг другу под столом. Уже упомянутый дед Ваня по материнской линии - азартный, кстати, человек - здорово играл не только на музыкальных инструментах, но и в шахматы, и в карты. Он запоминал все ходы и вообще в играх был заводилой.
Собирались дома у бабушки, а летом выходили в беседку, и тогда там почти всю ночь горела лампочка, и ни комары, ни мошки никого не пугали. У бабушки было четыре дочери и сын. А если посчитать внуков, то ты представляешь, сколько народу собиралось. Вот где была действительно большая игра! Мы, детишки, резались в карты иногда и без взрослых. На конфеты, на обед. Отец, правда, играть в карты не любил, хотя играл. Он страшно мухлевал, а когда проигрывал - злился. Хотя, может быть, с пилотами он в преферанс и сражался. А я, как уже говорил, в период учебы в училище за неимением времени играл в карты больше на стажировке, когда мы разъехались в боевые полки. Там и "пулю" расписывали, сидя ночами, и в буру играли, и в терц, и в секу, которую мы называли триньком. В эту игру я здорово играл, когда надо было блефовать: овладел несколькими секретами, и они помогали мне выигрывать кучу мелочи.
После армии только неделю дома побыл и уехал в Крым. Пригласили друзья, бывшие солдаты-музыканты из училищного духового оркестра, которые, отслужив, создали там, в Крыму, ансамбль "Пилигрим" и играли на танцах. Пели мы потрясающе. На четыре голоса. "Квинов" копировали "в ноль". С этим ансамблем я даже в Венгрию ездил. И в Алуште, зимними вечерами, когда делать было нечего, мы играли в карты. Учились блефовать. Я выигрывал по тем временам много, до ста рублей. Играли до "красных глаз". В Крыму я знал всех профессионалов-катал. Мы даже дружили. Они меня учили под настроение.
Когда эти люди начинали "разводить" отдыхающих с толстыми кошельками на игру, то в эти моменты, как говорится, и театр Вахтангова "отдыхал", настолько велики были их актерские способности. Но работали благородно: когда человек проигрывался вдрызг, они ему давали деньги на обратную дорогу и питание. Благодаря им, я научился не попадаться к каталам на крючок, даже в поездах. Хотя сейчас играю только в дурачка, да и то в кругу семьи.
После Крыма перебрался в Москву, играл в "Группе Стаса Намина", в "Араксе". Переиграл во всех центральных ресторанах, потому что только там можно было играть настоящую музыку, ведь был "застой", брежневщина. Но вот пришёл однажды ко мне Лёша Белов. Давай, мол, группу сделаем. Есть возможность записать кассету на английском языке, отправить в Америку. Я со скрипом согласился. Отослали туда кассету. И что ты думаешь? Приезжает глава "Полиграмм Рекордс" из Нью-Йорка, прослушивает нас и заключает с нами толстый контракт. На три года. Выпустили первую пластинку- И пошло-поехало!
Первый клип снимали с Доном Кингом, промоутером и продюсером. Он работал с известными боксёрами, вплоть до Тайсона. Приехал в Москву специально, чтобы познакомиться с Горбачёвым. Услышал нас и предложил снять клип- Сняли. Одной камерой, зимой, в снегу. Он показал его у себя по телевидению. Это был наш первый американский клип. Потом Америке мы продали много пластинок. Уже с первой песней попали в двадцатку "Эм Ти Ви".
А затем пошла полоса неудач. Проворовался наш менеджер, и мы потеряли 800 тысяч долларов. С "Полиргамм Рекордс" ушёл пригласивший нас руководитель, и мы остались без поддержки. Ушёл вокалист Коля Носков. Пришлось петь сольные партии самому. Дела шли невесело. Поправить их помогли счастливый случай и азарт. Как в игре. Мы выступали в Сиэтле, на Играх Доброй Воли, где я, кстати, лично познакомился с Рональдом Рейганом. И вот там, в лифте, случайно нам встретился менеджер одной известной группы, который видел наше выступление. Он пригласил нас работать с ним в Лос-Анжелес. И лёд тронулся! Записали мы пластинку, которая стала "платиновой" в Европе. Поехали туда на гастроли- Германия, Дания и т.д.
И вдруг через два года наш менеджер умирает. Рак. Мы поняли, что свой лимит удачи мы уже исчерпали, и не стали больше искать никаких менеджеров. Всё, что мы заслужили в Америке, мы заслужили. А 10 лет жизни там - это хорошая школа. Это об игре судьбы. Да и в некоторые азартные игры я научился играть именно в Америке.
- Настоящий азартный игрок в моем представлении - это игрок в рулетку. С этим у тебя как?
- Во-первых, патологически азартным игроком я себя назвать не могу, так как сумею просуществовать и без этого дела. И вовремя остановиться могу. Страсть к игре у меня не болезненная. А больных в этом смысле людей я видел и знаю, они есть и среди моих друзей. С рулеткой я впервые познакомился как раз в Америке, в самом Лас-Вегасе. И мимо "однорукого бандита" тоже не прошел. Но, проиграв долларов 300-400, что для первого раза мне мало не показалось, начал подумывать о том, чтобы на этих играх поставить большой жирный крест. И я его поставил, одновременно проиграв в десять раз больше - 4000 долларов. И хотя часто возил В Лас-Вегас на экскурсии своих российских друзей, но играть по-крупному, в общем, закончил. Иногда поигрывал по 25 центов, по квотеру, в автомат-
Вообще-то во многих американских штатах казино запрещены, кроме Невады, где они на каждом шагу, чуть ли не на автозаправочной станции. Но когда мы мотались по гастролям, выступая, как правило, на больших площадках, то в казино, которые были иногда в отелях, где мы останавливались, я ходил по большей части играть на бильярде. Хотя казино мне нравятся и своим шикарным интерьером, и хорошим питанием. Когда я в Лас-Вегасе крупно проигрался в автоматы, я на последние 100 долларов решил сыграть в рулетку. И проиграл. Тогда менеджер дал мне купоны на бесплатный ужин.
Историй, связанных с казино, у меня очень много. У одного моего знакомого отец был совладельцем казино в Лас-Вегасе. После его смерти друг и партнер отца стал ему покровительствовать. Когда мой знакомый приехал в это казино с компанией, начал играть и прилично проиграл, то друг его отца вызвал для него машину и предложил отправиться домой. Тот спросил: "Почему"? А его покровитель ответил: "Потому, что благодаря таким дуракам, как ты, построен этот город"! Пришлось уехать.
Между прочим, в Лас-Вегасе невозможно попасть на крышу ни одного отеля. Там все закрыто, так как бывали случаи, когда в надежде выиграть люди ставили последнее, проигрывали и потом пытались свести счеты с жизнью, бросаясь с высоты. Это ужасная сторона игры. Я знаю людей, которые ходят в казино, как на работу, и не уходят оттуда без 300-400 долларов в день. У них своя система, и они не играют в блэкджек, баккару и другие карточные игры, а играют в автоматы и стабильно выигрывают. Я в Лас-Вегасе, к сожалению давно не был, но мне всегда был интересен его энтертейнмент. Этот город вообще - чудо света. Говорят, что сейчас там стало еще лучше. За последнее время построили много интересных сооружений. Чуть-ли не в натуральную величину копию Эйфелевой башни сделали, а в одном из казино, которое само располагается в высокой башне со шпилем, вокруг этого шпиля пустили аттракцион "американские горки", то есть такой высотный релакостер, на котором я бы не рискнул проехаться. На все эти затеи "брошены" лучшие мировые умы только для того, чтобы вовлечь людей в лоно Ее Величества Игры.
- Знаю, что ты хорошо играешь на бильярде, но в клубе "Кино", где катают шары многие известные артисты, я тебя не встречал. Где ты играешь?
-В "Кино" не хожу, прежде всего, из-за нехватки времени, и еще по той простой причине, что у меня есть хороший стол в другом месте. Вот там я иногда и играю со своими друзьями. Частенько играю на одном из военных аэродромов. Бывает, что делаю это в летном комбинезоне. Я начал играть на бильярде довольно давно. Правда, это было большей частью в советских ДК, где мы частенько выступали, а там - сам понимаешь - и кии кривые, и шары треснутые. Но все равно - была серьезная практика. А игровые навыки мне, видимо, передались по наследству: у меня отец очень здорово играл на бильярде, а дед - еще лучше.
Я играю и в пул, и в русский бильярд. Последний мне нравится тем, что там есть "свояк". Когда шар с хрустом влетает в лузу или туда изящно падает какой нибудь тонкий красивый "свояк" - это песня. Играю при любой возможности: ведь эта игра - состязание не только на точность и глазомер. Это и поединок мысли. Там же думать надо, а не просто так: ткнул - и все. Нужно и постараться не подставить, и выбрать оптимальную позицию для удара. Этим мне, кстати, нравится американский пул, где думать надо еще больше. Один мой приятель говорил, что самое главное в бильярде - это уметь ходить вокруг стола. Тогда всегда можно найти комбинацию, которая тебе придется по душе и поможет забить необходимый для победы шар.
- Осенью мы с Борисом Хмельницким и одной известной на бильярдном рынке компанией при информационной поддержке "Большой игры" планируем провести среди артистов и журналистов бильярдный турнир памяти Высоцкого. А ты на концертах его памяти выступаешь постоянно. Поэтому хотим пригласить и тебя поучаствовать. Думается, что у тебя есть все шансы победить: фактура-то для бильярдного чемпиона подходящая.
- Полагаю, что есть игроки и посильнее. Кстати, сам Хмельницкий здорово играет. Потом я играл с Колей Расторгуевым, и думаю, что шансов у меня не так много, как тебе представляется. Для хорошей игры нужна постоянная практика, а у меня со временем - сам знаешь как. Хотя, бывает, где- нибудь на гастролях, идет такая мощная кладка, что я, фигурально выражаясь, рву партнера на куски.
- Уверен, что шары ты катаешь не только по сукну, но и в боулинг-клубах-
- Есть такой грех. Я неплохо наловчился это делать в Америке. Но играю редко и в разных клубах. Чаще в "Мегасфере". Еше я в теннис неплохо играю.Однако, музыка - это единственное, чем я постоянно и серьезно хочу заниматься. Моё это по определению. Боюсь только, что и сын пойдёт по моим стопам.
- Да рано еще бояться, ведь твоему Артёму только пять.
- Тяжёлая профессия - нужно постоянно находиться в "творческом состоянии". Вдохновение, ведь, как и азарт, не всегда посещает. А надо постоянно писать. Без новых песен не будет дела. А это процесс мучительный, сам знаешь. Многие сдуваются. Выпускают пластинку и всё.
- Что нового записал в последнее время?
- Альбом, правда, шансонного плана под названием "Отец Арсений", а еще мы вместе с певицей Арианой записали сингл заглавной песни Алексея Рыбникова из его знаменитой оперы" Юнона и Авось" на стихи Андрея Вознесенского "Я тебя никогда не забуду", и скоро снимем на него клип. А всевозможные игры мне в моем творчестве очень помогают. Да и расслабиться иной раз просто необходимо.